КубНИИТиМ

Новокубанский филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Российский научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований
по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса»
Новокубанский филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Российский научно-исследовательский институт
информации и технико-экономических исследований
по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса»
Новокубанский филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения
«Российский научно-исследовательский институт
информации и технико-экономических исследований
по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса»
Новокубанский филиал Федерального государственного
бюджетного научного учреждения
«Российский научно-исследовательский институт
информации и технико-экономических исследований
по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса»
Новокубанский филиал Федерального государственного
бюджетного научного учреждения
«Российский научно-исследовательский институт
информации и технико-экономических исследований
по инженерно-техническому обеспечению
агропромышленного комплекса»
Новокубанский филиал
Федерального государственного
бюджетного научного учреждения
«Российский научно-исследовательский
институт информации и технико‑экономических
исследований по инженерно‑техническому
обеспечению агропромышленного комплекса»
/ Об институте / Новости / В России разрабатывается серийный образец электрического трактора
В России разрабатывается серийный образец электрического трактора

В России продолжается работа над созданием первого серийного электрического трактора. В марте 2022 г. инжиниринговые компании «Актив Техно» (г. Калуга) и «Априорные решения машин» (АРМ, г. Москва) успешно провели первые ходовые испытания коммунального трактора «КМ Универсал» с электроприводом.

Новая машина построена на базе серийно выпускаемой на Чебоксарском заводе силовых агрегатов (ЧЗСА) коммунальной техники. Параллельно с испытаниями компании готовят к представлению в Минпромторг план импортозамещения ключевых электрических компонентов, которые в дальнейшем могут быть использованы также в конструкции складской техники, что позволит уже к концу 2022 г. перейти к серийному выпуску электрической техники для работы в теплицах и городском хозяйстве.

Электрический трактор создан на базе серийной модели «КМ Универсал» производства ЧЗСА, которая пришла на замену легендарному советскому трактору Т-16 («Шассик»). Работа по созданию электрического трактора началась в середине 2021 г. Инженеры «Актива Техно» и АРМ не только разработали документацию, но и собрали первый образец новой машины, которая питается исключительно от батареи и не имеет привычного ДВС. Вместо двигателя внутреннего сгорания и гидростатической трансмиссии тракторное шасси получило аккумуляторную батарею и систему электропривода, которая обеспечивает не только движение машины, но и работу навесного оборудования.

Первый образец электрического коммунального трактора развивает скорость до 30 км/ч. Трактор может перевозить в самосвальном кузове более одной тонны груза, при этом дополнительно обеспечивая работу различного навесного оборудования. За счёт интеллектуальной системы управления электрическими приводами имеется возможность направить на функционирование навесного оборудования до 90% общей мощности двигателя. Для потребителя это означает, что электрический трактор, относящийся к тяговому классу 0,6, в реальности может агрегатироваться навесным оборудованием, которое рассчитано для техники более высокого тягового класса.

В первую очередь эксплуатация электрического трактора предполагается преимущественно в условиях, где нежелательна работа ДВС и необходимо минимизировать выбросы в окружающую среду. Это могут быть теплицы, животноводческие хозяйства, закрытые производственные помещения, склады, парки и скверы. Также электрический трактор будет востребован для минимизации шумового фона при проведении работ на жилых придомовых территориях, в зоопарках, природных заказниках и заповедниках.

Помимо технологических, электрический трактор имеет экономические преимущества. По подсчётам разработчиков, экономия за счёт разницы в стоимости электроэнергии и дизельного топлива может составить до 1 миллиона рублей за 5 лет эксплуатации. В дополнение к этому отсутствие ДВС значительно снижает затраты на обслуживание трактора – нет необходимости менять масло, фильтры и т.д. При этом трактор с электрической трансмиссией будет продаваться в одном ценовом диапазоне с серийной машиной с ДВС производства ЧЗСА.

На старте проекта в середине 2021 г. из-за отсутствия российской компонентной базы планировалось использовать импортные электрические компоненты. «В сложившихся условиях мы форсируем планы по импортозамещению комплекта тяговых электродвигателей для того, чтобы обеспечить стабильное ценообразование и короткие сроки поставки инновационной техники. Эти компоненты могут быть унифицированы для их использования в серийном производстве электрических вилочных погрузчиков, которые уже выпускаются на ЧЗСА. Так как у нас нет понимания о планах по локализации таких компонентов со стороны других предприятий в РФ, наиболее рациональный вариант для сохранения возможности производить конечный продукт и контролировать при этом его себестоимость и качество – это производить компоненты самим», – отметил акционер ЧЗСА Григорий Болотин.

Предприятие уже готовит проект по созданию собственного производства электродвигателей необходимого тягового класса для обеспечения максимальной локализации новой техники.

© 2021–2022 КубНИИТиМ