В рамках выполнения тематики НИР: «Исследование воздействия на почву ходовых систем современных грузовых автомобилей и многоосных автопоездов» в Новокубанском филиале ФГБНУ «Росинформагротех» (КубНИИТиМ) начаты работы по определению и анализу размерно-массовых параметров автотранспортных средств, работающих в составе уборочно-транспортных звеньев.
При этом, исследователи должны ответить на множество вопросов, возникающих у сельхозтоваропроизводителей: что меньше уплотняет почву, грузовой автомобиль или трактор с прицепом? Что выгоднее использовать на полях: КАМАЗ, вмещающий 2 бункера или ЗИЛ, обслуживающий только один комбайн? Насколько критичен для будущего урожая проезд по пашне современных 40-тонных автопоездов?
Для получения объективных ответов на поставленные вопросы, необходимо выявить характер распределения массы грузовых машин по осям и по колесам; значения максимальных давлений движителей груженой транспортной техники на почву; траектории движения исследуемых образцов техники по полю, путем оснащения её датчиками системы спутникового мониторинга СКАУТ и т.д. Кроме того, необходимо оценить изменения физических параметров почвы в результате воздействия на неё ходовыми системами; продифференцировать участки полей по степени уплотнения, с последующей оценкой возможных рисков переуплотнения почвы выше допустимого уровня.
По итогам выполнения данной работы будет разработана методика определения наиболее эффективных с агроэкологической точки зрения видов автотранспортной техники, с пониженным уровнем воздействия ее движителей на почву и, как следствие, с минимальным негативным влиянием на урожайность возделываемых сельскохозяйственных культур.